Бандурина Лариса Анатольевна
воспитатель
МДОУ Детский сад комбинированного вида № 35
г. Комсомольск -на -Амуре
Цель: повышение финансовой грамотности педагогов.
Задачи:
1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности.
2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию, развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности; умение работать в коллективе.
3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.
Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми.
Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте.
Закономерно, что проблема экономического образования и воспитания стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста я заметила, что дети непосредственны, легко входят в контакт с взрослыми и сверстниками. Проблема воспитания экономической культуры поведения возникает в процессе наблюдения за разнообразной деятельностью детей.
Я обратила внимание на то, что в самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками.
«Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Из опыта работы можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. Настороживает, также, излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т.д.
Тема экономического воспитания своевременна и актуальна, поэтому я подготовила для воспитателей ДОУ консультацию «Зачем нужна ребёнку финансовая грамотность?». Чтобы увидеть и оценить знания родителей (законных представителей) и понять их заинтересованность в воспитании детей финансовой культуры, я предлагаю провести анкетирование. Ни для кого не секрет, что мы воспитывались в обществе, где глушился всякий интерес к деньгам, способам их зарабатывания, накопительства.
Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности можно реализовать в разных видах детской деятельности и развития:
Изодеятельность – дети могут изготавливать различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям.
Развитие речи – дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.
Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше -меньше», «быстрее -медленнее», «на сколько больше, на сколько меньше».
Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.
Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей необходимо провести консультации на данную тему.
Вот некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы).
Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство.
Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет костюм для новогоднего утренника. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»; «Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека.
Например, провести НОД «Волшебные помощники» и предложить детям отгадать загадки:
1. Идет пароход то взад, то вперед,
А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).
2. От работы вас избавлю,
Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).
3. Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).
4. В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).
Обсуждать ответы с детьми, придумывать свои загадки, наталкивать детей на то, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Предложить ребятам подобрать «волшебных помощников» своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. и объяснить, как они помогут им в труде. Так на занятиях у детей будет развиваться речь, воображение, самостоятельность мышления.
Дети и деньги...
Наблюдая за играми детей, увидела, как легко они пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары» и т.д.
Итак, наши дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, а вот из анкет и личных бесед с родителями, мне стало ясно, что опыта карманных денег у них нет. Конечно, в повседневной жизни у детей формируется естественным путем некоторый опыт общения с деньгами (покупка сладостей, мороженного и т.д.). Это закономерно, так как ребенок неотделим от современной действительности.
Можно организовать экскурсию в магазин «Игрушки», например виртуальную, исходя из нашей пандемии. Цель - научить детей сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи, раскрыть покупательную силу денежных знаков. Этому должны предшествовать беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.
Для усвоения детьми основ экономических знаний, необходимо использовать самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки).
Здесь экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.
Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей - экономическую.
Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»:
Какую нужду испытывали котята?
Какие возможности были у тети Кошки?
Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте?
Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.
Процесс экономического воспитания можно реализовать через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.
Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому предпочтение отдается таким формам как игра, вечера досуга и др. Сделать экономику для детей понятной помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных: «Мой папа работает на заводе. Он инженер, а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить».
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Покупки» уточняю и закрепляю представления детей о мире экономических явлений. Дети приобретают новые экономические знания, умения и навыки и учатся реализовывать их в разных условиях и с разными объектами. Это повышает прочность и осознанность усвоенных знаний.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Решение таких задач повышает интерес детей к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь.
- Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?
- Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?
Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети начнут проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы.
Продуктивная деятельность детей в экономическом воспитании рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми можно изобретать игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу. Хочу сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. Но я думаю, что нужно очень осторожно подходить к этой проблеме.
У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому я предлагаю использовать самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Можно провести игру «Реклама: хорошо -плохо». Игра может даже превратится в целый спектакль. Наш город небольшой, поэтому больших рекламных щитов мало. Поэтому, скорее всего, дети будут говорить, в основном, про телерекламу.
Детей старшего дошкольного возраста больше интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них.
Поэтому, несмотря на то, что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и ваша задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются». Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д. С детьми в группах можно изготавливить рекламу различных предметов.
Обучение детей основам финансовой грамотности предусматривает решение задач по реализации национально-регионального компонента. На занятиях дети получат знания о природных богатствах края, расширят знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве.
Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя, разнообразные способы и средства.
Мое мнение, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна.
Практическая часть.
Ознакомительная беседа.
Экономику учу, рассказать о ней хочу…
Воспитательницы в ДОУ –
Экономику ведут,
Просчитать они умеют
Все оценки наперед,
А еще они умеют
Предсказать бюджет страны.
Где, какие в мире деньги
И на сколь они важны,
Как оформить нам кредит,
Сколь процентов набежит,
Как начислена зарплата,
И как месяц нам прожить-
Все сумеют объяснить
И ребят всех научить.
Должен это каждый знать,
И уметь, и понимать.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА |