Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Экономика»
Бандурина Лариса Анатольевна
воспитатель
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ МЕРОПРИЯТИЯ
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с понятиями «семейный бюджет», определить его основные источники; «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);способствовать развитию логического мышления в процессе установления причинно-следственных связей при закреплении представлений о взаимосвязи «доходов» и «расходов»;
Развивающая: развивать произвольное внимание при классификации статей расходов и доходов;
Воспитательные:
Воспитывать уважение к мнению сверстников, навык критического восприятия информации; формировать правильное отношение к деньгам.
Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет. Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».
Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».
Материал и оборудование: ноутбук карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, детские деньги «копеечки», кошелек, набор печатных монет на каждого ребенка, листы бумаги А-5 на каждого ребенка, шаблоны юбки (трапеция), простые карандаши, сигнальные карточки (красные, зеленые)
Ход Занятия:
1.Приветствие
Психогимнастика
«Дружные ребята»
-Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).
Дети выполняют движения.
Воспитатель.
- Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению? Как же нам к этому подготовиться?
Предлагаю отправится в страну под названием ЭКОНОМИКА.
-Вы хотите отправиться в путешествие? (отправляемся)
2.Путешествие в страну Экономика
Дети вместе с воспитателем говорят
--Вокруг себя ты обернись,
в Стране ЭКОНОМИКА - очутись! (одеваю шляпу, очки -превращаюсь в хозяйку страны -ФЕЮ Экономию)
_ Здравствуйте, ребята. Я рада Вас видеть и Приветствую Вас в своей стране Экономика(на мольберт слово -экономика).
Представляюсь сама
Меня Зовут Фея Экономия.
-А вы знаете , что такое экономика?
Экономика – это такая наука или особый мир со своими законами и проблемами. Он сложен, интересен и загадочен, а главное – открыт для всех.
В моей стране проживают новые для вас слова и выражения:
- ФИНАНСЫ , СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ, РАСХОД, ДОХОД
- Мы сегодня интересно проведем с вами время и познакомимся с новыми для вас понятиями.(усаживаемся на стульчики)
=- Ребята я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется
«Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара?
-Почему? Ответы детей
Фея: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?
Дети: Без денег.
-Фея: -или еще их называют -ФИНАНСЫ(на мольберт -слово финансы)
.Что же такое финансы?
Финансы -это "денежные средства" или деньги. Откуда же они появляются?
Фея:
- Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья?
- Из кого она состоит?
Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка. Продолжаем работать. Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.)
Родители работают и за это они получают зарплату.(на мольберт слово-зарплата)
- Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию -на мольберт) или они ходят сами на почту или пенсию перечисляют на карту.
-Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.(мольберт)
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.(мольберт)
Запомните это, ребята.
Фея: А теперь послушайте, пожалуйста, сказку.
Подружились Лиса Алиса, Буратино и Папа Карло. Стали жить они вместе. Лиса Алиса на работу ходила в цирк и за это получала зарплату. Буратино учился в летнем колледже, хотел стать учителем, и за свою учебу получал стипендию. Папа Карло не работал, он был уже пожилой и получал пенсию.
-Из чего состоял доход семьи Папы Карло?
Дети:
-Зарплата, пенсия, стипендия.
Фея: Правильно. Или....... семейный бюджет? (Ответы детей)
-А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Фея: Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
-Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)
Фея: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.
-Итак, сейчас мы с вами попробуем разобрать товары, которые изображены на картинках.
Игра "Назовите , какой товар" (две коробочки, картинки)
1.Товар длительного пользования,
2.Товар кратковременного пользования.
Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д. Почему......
Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, одежда, обувь порошок и т.д.
Физминутка
-Руки поднялись у нас - это «раз»,
-Повернулась голова - это «два»,
- Руки вниз, вперед смотри - это «три»,
-Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
-С силой их к плечам прижать - это «пять»,
-Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Фея хвалит детей, предлагает усаживаться на стульчики перед ноутбуком
Фея: Еще, ребята, родители расходуют деньги на услуги, т.е. это:
а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ)
Дети: За телефон, за детский сад, за свет, и т.д.;
б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).
3.Игра-викторина «Товары и услуги».
Цель: объяснить детям разницу между товарами и услугами.
Информация:
товарами называются вещи, предметы, которые мы используем для удовлетворения своих потребностей. Их можно увидеть, потрогать руками, перенести с места на место, сломать.
К услугам относятся виды деятельности, которые могут удовлетворять потребности людей. Услуги оказывают юристы, продавцы, дворники, почтальоны, учителя.
Оборудование: ноутбук.
Ход игры
Показ вариантов
-пекарь -товар
-обувщик (в старину- сапожник)- товар
-парикмахер-услуга
-художник -товар
-красная шапочка несет бабушке пирожки -услуга
-шахтер- товар
-швея-товар
-девочка помогает маме -услуга
-доктор Айболит лечит зверей -услуга
-Винтик и Шпунтик ремонтирует машину- услуга.
Фея хвалит детей.
Обращает внимание детей на то, что даже в сказках персонажи работают и оказывают услуги так же, как люди в реальной жизни.
А теперь на слух .Фея воспроизводит товар или услугу, дети продолжают.
|