Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
МДОУ №35 г.Комсомольск на Амуре
Понедельник, 23.12.2024, 18:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Методическая копилкаРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Познавательно-речевое направление [41]
Художественно-эстетическое направление [10]
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 34
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Спутник
Главная » Файлы » Познавательно-речевое направление

Мастер-класс «ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ НАС»
08.05.2018, 06:52

МАСТЕР- КЛАСС

«ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ НАС»

для педагогов старшего дошкольного возраста

ПЕДАГОГ: Шестакова Т.В., педагог высшей квалификационной категории

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: март 2018 года 

 

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи: Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности; Воспитывать любовь к природе

Целевая аудитория мастер класса: педагоги групп старшего дошкольного возраста.

Организационные параметры мастер класса: Мастер-класс состоит из одной встречи, которая может быть проведена в течение года. Время встречи – 1 час. Количество участников – до 12 человек.

Форма проведения: информационно- практическое занятие.

Оборудование: столы и стулья для педагогов, мультимедиа - проектор, ПК, экран.

Методический материал: презентация «Красная книга Хабаровского края», подборка материала для практической части: народных примет, педагогических ситуаций.

Правила участия в мастер-классе:

- аргументированность участниками каждого принятого решения,

- решения должны быть согласованы всей группой.

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.

Введение в тему. В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей. Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1.Теоретический материал

Существует четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер: «Всё связано со всем». «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам

2.2. Практическая работа

Педагог: я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы: вода, огонь, земля, воздух.

Первое задание: «Экологическая разминка» каждой команде вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?
  2. У кого язык длиннее тела?
  3. Чем лягушка отличается от жабы?
  4. Почему листья зеленые?
  5. Что ест зимой жаба?
  6. Какая нить в природе самая тонкая?
  7. Какое дерево является лучшим пылесосом?
  8. У кого уши на ногах?
  9. Какую траву любят кошки?
  10. Самая высокая трава?
  11. Опасен ли укус гадюки летом?
  12. Какая птица не строит гнезда?

Второе задание: «Ответь правильно» (Экологические игры)

«ЧТО ГДЕ РАСТЕТ»

Цель: учить понимать происходящие в природе процессы, показать зависимость всего живого на земле от среды обитания.

Ход игры: называются растения, кустарники, участники выбирают только те, которые растут в данной местности. Если растут – хлопаю, если нет – молчат.

Например: растения – вишня, яблоня, пальма, шиповник, абрикос, малина…

, сообразительность.

«ДА ИЛИ НЕТ?»

Цель: закреплять знания о приметах времен года.

Ход игры: читается стихотворение, ответы «да», или «нет»

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко?

«ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»?»

Цель: закреплять знания об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление Материалы: мяч.

Вариант № 1. Бросить мяч и назвать объект природы: «сорока» - «воздух» и бросить мяч обратно, «дельфин» - « вода», «волк» - земля».

Вариант 2. Назвать слово «воздух», бросить мяч, поймавший мяч называет птицу, «земля» – животное…

Третье задание: «Экологические задачи».

1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?

2. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.

3. Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники – зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких лесах Н.А. Некрасов писал: "Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели и мха.

4. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда мог попасть? Объясните.

Четвертое задание: «Простые истины»

Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.

Педагогическая ситуация. Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее. Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Педагогическая ситуация. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!». Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации.

Пятое задание: «Народные приметы».

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком;

- Ворона кричит зимой;

- Лягушки квакают;

- Воробьи в пыли купаются;

- Около луны звезда народилась;

- Собаки катаются.

Педагог: сейчас я предлагаю посмотреть презентации «Красная книга Хабаровского края» СКАЧАТЬ, «Уникальные места Хабаровского края»  СКАЧАТЬ ., "Моя природа" СКАЧАТЬ 

Динамическая пауза

 

 

Шестое задание: «Свой край люби и знай».

  1. Какие хвойные древесные породы растут в нашей тайге?
  2. Назовите растения, занесенные в Красную книгу Хабаровского края?
  3. Какие животные занесены в Красную книгу Хабаровского края?
  4. Какие птицы занесены в Красную книгу Хабаровского края?
  5. Назовите заповедники Комсомольского и Совгаванского районов Хабаровского края?
  6. Назовите уникальные места Хабаровского края.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры.

4. РЕФЛЕКСИЯ

Подведение итогов, обсуждение за круглым столом.

Педагог: Уважаемые коллеги, мастер – класс с Вашим участием закончился, благодарю за внимание.

Категория: Познавательно-речевое направление | Добавил: ирина
Просмотров: 836 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz