МАСТЕР- КЛАСС
«ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ НАС»
для педагогов старшего дошкольного возраста
ПЕДАГОГ: Шестакова Т.В., педагог высшей квалификационной категории
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: март 2018 года
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи: Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности; Воспитывать любовь к природе
Целевая аудитория мастер класса: педагоги групп старшего дошкольного возраста.
Организационные параметры мастер класса: Мастер-класс состоит из одной встречи, которая может быть проведена в течение года. Время встречи – 1 час. Количество участников – до 12 человек.
Форма проведения: информационно- практическое занятие.
Оборудование: столы и стулья для педагогов, мультимедиа - проектор, ПК, экран.
Методический материал: презентация «Красная книга Хабаровского края», подборка материала для практической части: народных примет, педагогических ситуаций.
Правила участия в мастер-классе:
- аргументированность участниками каждого принятого решения,
- решения должны быть согласованы всей группой.
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
Введение в тему. В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей. Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1.Теоретический материал
Существует четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер: «Всё связано со всем». «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам
2.2. Практическая работа
Педагог: я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы: вода, огонь, земля, воздух.
Первое задание: «Экологическая разминка» каждой команде вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?
- У кого язык длиннее тела?
- Чем лягушка отличается от жабы?
- Почему листья зеленые?
- Что ест зимой жаба?
- Какая нить в природе самая тонкая?
- Какое дерево является лучшим пылесосом?
- У кого уши на ногах?
- Какую траву любят кошки?
- Самая высокая трава?
- Опасен ли укус гадюки летом?
- Какая птица не строит гнезда?
Второе задание: «Ответь правильно» (Экологические игры)
«ЧТО ГДЕ РАСТЕТ»
Цель: учить понимать происходящие в природе процессы, показать зависимость всего живого на земле от среды обитания.
Ход игры: называются растения, кустарники, участники выбирают только те, которые растут в данной местности. Если растут – хлопаю, если нет – молчат.
Например: растения – вишня, яблоня, пальма, шиповник, абрикос, малина…
, сообразительность.
«ДА ИЛИ НЕТ?»
Цель: закреплять знания о приметах времен года.
Ход игры: читается стихотворение, ответы «да», или «нет»
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко?
«ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»?»
Цель: закреплять знания об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление Материалы: мяч.
Вариант № 1. Бросить мяч и назвать объект природы: «сорока» - «воздух» и бросить мяч обратно, «дельфин» - « вода», «волк» - земля».
Вариант 2. Назвать слово «воздух», бросить мяч, поймавший мяч называет птицу, «земля» – животное…
Третье задание: «Экологические задачи».
1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?
2. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.
3. Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники – зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких лесах Н.А. Некрасов писал: "Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические Особенности ели и мха.
4. Иногда на значительном расстоянии от кедровника можно увидеть такую картину: отворочен камень и там растет молодой кедр. Как он сюда мог попасть? Объясните.
Четвертое задание: «Простые истины»
Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды сымпровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение.
Педагогическая ситуация. Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее. Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Педагогическая ситуация. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!». Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации.
Пятое задание: «Народные приметы».
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком;
- Ворона кричит зимой;
- Лягушки квакают;
- Воробьи в пыли купаются;
- Около луны звезда народилась;
- Собаки катаются.
Педагог: сейчас я предлагаю посмотреть презентации «Красная книга Хабаровского края» СКАЧАТЬ, «Уникальные места Хабаровского края» СКАЧАТЬ ., "Моя природа" СКАЧАТЬ
Динамическая пауза
Шестое задание: «Свой край люби и знай».
- Какие хвойные древесные породы растут в нашей тайге?
- Назовите растения, занесенные в Красную книгу Хабаровского края?
- Какие животные занесены в Красную книгу Хабаровского края?
- Какие птицы занесены в Красную книгу Хабаровского края?
- Назовите заповедники Комсомольского и Совгаванского районов Хабаровского края?
- Назовите уникальные места Хабаровского края.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры.
4. РЕФЛЕКСИЯ
Подведение итогов, обсуждение за круглым столом.
Педагог: Уважаемые коллеги, мастер – класс с Вашим участием закончился, благодарю за внимание. |