МАСТЕР- КЛАСС
для родителей 2 младшей группы
«Формирование правильного звукопроизношения у детей»
ПЕДАГОГ: Шестакова Татьяна Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории
Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе формирования правильного звукопроизношения у детей.
Задачи:
- объяснить родителям необходимость использования игр и упражнений для развития звуковой стороны речи ребенка;
- показать практическое выполнение артикуляционных, мимических дыхательных и пальчиковых упражнений, фонетических игр;
- дать рекомендации по организации упражнений и игр в условиях семьи;
- построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие преемственности в работе детского сада и семьи.
Целевая аудитория мастер класса: родители 2 младшей группы.
Организационные параметры мастер класса: Мастер-класс состоит из одной встречи, которая может быть проведена в январе - феврале учебного года. Время встречи 30 минут. Участники: родители и дети группы.
Форма проведения: информационно- практическое занятие с участием детей.
Оборудование и материалы: стулья для родителей и детей, телевизор, ноутбук. Атрибуты для упражнений: «Разбуди бурю», «Бегемотики», «Футбол». Видеозапись пальчиковой гимнастики: «Пчелки», Аудиозаписи: пальчиковой гимнастики: «Птицы – пальчики», игры: «Зарядка для зверят».
Правила участия в мастер-классе:
- согласие родителей на участие в практической части.
1. Организационная часть.
Введение в тему. Здравствуйте, уважаемые родители. Мы с детьми сегодня пригласили вас для того, чтобы показать, как используются различные игры и упражнения для формирования правильного звукопроизношения ребенка. Дети покажут вам, как мы это делаем и предложим вам вместе с нами поиграть.
2 Основная часть.
2.1.Вступительное слово педагога.
Для того, чтобы ребенок научился четко и правильно произносить в словах гласные и согласные звуки (кроме шипящих и сонорных) у детей в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать моторику речедвигательного аппарата; мелкую моторику рук, которая способствует развитию речи ребенка; слуховое восприятие; речевой слух и правильное речевое дыхание. Важную роль играет развитие мимики лица, способствующей подвижности речевого аппарата.
2.2. Практическая часть.
Педагог: я предлагаю вам принять участие в нашем мастер-классе. Правила мастер - класса: сначала дети показывают вам, что и как мы делаем, затем предлагается повторить наши действия. Детям я буду помогать, а вам придется справляться самим с заданиями.
В группу входят дети под мелодию: «Шарики воздушные».
Педагог: ребята, сегодня к нам в гости пришли ваши родители, вы рады? Покажите как вы рады (мимическое выражение радости). А если бы они не пришли, вам было бы грустно? (мимическое выражение грусти). Уважаемые папы и мамы, а вы рады нас видеть? Покажите, пожалуйста, как вы рады!
Дети присаживаются на стульчики.
Педагог: Сейчас мы все будем делать артикуляционную гимнастику. Сначала ребята покажут, как мы это делаем, а вы родители будите повторять за детьми каждое упражнение.
Выполняются упражнения(родители повторяют после каждого упражнения, выполненного детьми) :
«Заборчик» - Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Воздушный поцелуй» - вытянуть губы в сторону ладони, причмокнуть губами.
«Дразнилка» - Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
«Шарики» - Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
«Лошадка» - Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Педагог: Ребята, я удивлена как у мам и пап хорошо получается! А вы удивлены? Покажите, как вы удивлены (мимическое выражение удивления).
Поиграем с пальчиками.
Видеогимнастика: «Пчелки (выполняется совместно родителей с детьми).
Педагог: Следующие упражнения на развитие речевого дыхания.
- упражнения поочередно детьми и родителями.
«Собачка устала».
Цель: развивать резкий выдох и вдох через рот, выдувать воздух с высунутым языком.
«Доктор». Цель: развивать умение вдыхать воздух в себя носом, выдыхать ртом.
«Дуем на бабочку» (взрослые и дети выполняют одновременно)
Цель: развивать направленность струи, выдувать воздух с длительностью.
Атрибуты: бумажные бабочки на шерстяной нитке.
Педагог: Приглашаю все сделать гимнастику.
Совместное выполнение движений с соблюдением ритма под аудио-зарядку для зверят.
Педагог: Приглашаю мамам вместе с детьми поиграть в игру. «Разбуди бурю».
Цель: Развивать направленность струи на продолжительном выдохе, не надувая щек.
Атрибуты: тазики с водой, трубочки для коктейля.
Педагог: Пап ждет сложное задание: попасть в футбольные ворота.
Упражнение на развитие речевого дыхания: «Футбол». Цель: развивать направленность и силу воздушной струи, сильным толчком сдвигать легкий предмет.
Атрибуты: картонные воротца, ватные комочки, трубочки для коктейля.
Педагог: Есть еще одна игра. Поиграть хотите?
Проводится фонетическая игра: «Комары и осы». Цель: различение звуков З-С.
Дети и родители играют поочередно.
Правила игры: Комары звенят З-з-з, осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку С-с-с.
Для детей: «Услышите песенку комара З-з-з, помашите крылышками и полетайте, а когда услышите песенку осы С-с-с, то пальцами покажите, как она ползет по руке. Затем произносит звук С или звук 3, а дети движениями показывают, какой звук слышат.
Для родителей выполнять те же движения с использованием слов: зонт, слон, забор, сахар, дозор, самолёт.
Педагог: Молодцы! Все правильно у вас получилось. Ни разу не ошиблись.
3. Заключительная часть.
Педагог: Ребята, вам понравилось, как мамы играли в игры? Я вижу и родителям понравилось то, что делали ребята. Всем спасибо. Похлопаем себе.
Рефлексия родителей: вопросы родителей.
|