Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Сказка в гостях у ребят».
Цели:
- Закреплять умение детей делить предложения на слова, слова на слоги и звуки.
- Упражнять в определении гласных и согласных звуков.
- Учить детей подбирать определения к существительным.
- Продолжать учить детей разгадывать загадки и ребусы.
- Воспитывать интерес к занятию, желание заниматься вместе со всеми.
Демонстрационный материал: Таблица-дом, карточки с изображением деда и бабы для дид. игры «Угадай, как зовут?».
Раздаточный материал: Карточка для звукового анализа слова «баба» на каждого ребенка и фишки красного, синего цветов; набор полосок для работы над предложением.
Интеграция: познание, коммуникация, социализация, музыка.
1.Организационный момент
Вос: Ребята, подойдите ко мне. Давайте поздороваемся друг с другом:
-Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и спешит по делам!
Всем Доброе Утро!
2.Основная часть
Вос: Послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.
Что такое тишина?
Нам она сейчас нужна.
Если слышно ветерок,
Как колышет он листок;
Если слышно пенье птиц,
Что слетели с ветки вниз;
Если стрелка на часах
Песенку поёт: «Тик-так»…
Значит, с нами тишина,
В уголке сидит она…
Слушать музыку готовы
Мы сегодня с вами снова!
Елена Бурлаченко («Нам нужна тишина»)
Вос.: Ребята, скажите, о чём говорится в стихотворении? (заслушать ответы детей)
Правильно, в стихотворении говорится о тишине и о тех звуках, которые можно услышать в тишине. Тишину нарушают разные звуки. Угадайте, что же это за звуки и шумы (дети отворачиваются, и определяют звуки, которые создает воспитатель: стук деревянными ложками, звон колокольчиком, шелест листьев бумаги, стук пальцев о стол и т.д.).
Вос.: Мы слышим шум дождя, пение птиц - это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг друга.
Вос.: А, какие это звуки? Послушайте
/воспитатель поёт а-а-а, о-о-о, у-у-у…/
Вос.: Что же это за звуки?
Дети: Гласные звуки!
Вос.: Давайте попробуем поиграть с ними. Их можно петь.
Д/и «У кого дольше получится пропеть звук».
Вос.: Если вы будете внимательны, то узнаете по губам, какой гласный звук я произнесу беззвучно.
Д/и « Угадай звук»
Вос.: Звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А так же считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем? Я кидаю вам всем по очереди мячик, и называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался. Приготовились.
Бак, шар, рак, сад, таз
Дом, кот, сом, ком
Кит, мир, щит
Суп, дуб, лук, куб, зуб
Сыр, бык
Мэр, сэр...
Вос. А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы слово (дети называют свои слова).
Вос.: Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук, а несколько, например: мыш - ка, ре - ка, сказ - ка .
Вос.: Ой, я сказала слово «сказка» и к нам в гости просится сказка, а какая, вы должны угадать.
-Жи...бы...де...и ба... . И бы... у ни... Ку...Ря... . Сне... Ку... я... не про..., а зо... . Де... би..., би... – не раз... . Ба... би..., би... – не разби... . Мыш... бе... , хво... мах... , я... упа... и разби... .(дети называют сказку).
Вос.:Совершено верно, ребята. Это сказка - «Курочка Ряба».
Предлагаю вам пройти за свои рабочие места. Выложим полосками название сказки. Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету скажу вам «Будет интересно». Приступайте к выполнению задания.
- Сколько слов в этом предложении?
Дети: 2 слова.
Вос.: Вспомните предложение из сказки, состоящие из трех слов и выложите на столе /Снесла курочка яичко/
Вос. Молодцы, ребята, справились с этим заданием!
Вос. Ребята, вы знаете, на сказочной улице, которая называется « Курочка Ряба», есть дом, в котором живут герои сказки.
Дед, баба, мышка, курочка.
(1слог) (2слога) (2слога) (3слога)
(На доске выставляется таблица-дом, в котором 3 этажа. 1-ый этаж-3окна, 2-ой этаж-2 окна, 3-ий этаж-1- окно).
Вос.: Нам надо расселить героев сказки по этажам. На первом этаже живет герой, в названии которого 3 слога, на втором этаже живут герои, в названиях которого 2 слога, на третьем этаже живет герои, в названии которого 1 слог.
(Дети расселяют на первом этаже - слово «ку – роч - ка»
На втором этаже – слова «ба - ба», «мыш - ка»,
А на третьем - слово «дед»).
Вос.: Молодцы, справились и с этим заданием. Сейчас я предлагаю сделать звуковой анализ слова «БАБА»
/Воспитатель раздает детям карточки с изображением бабы и фишки для звукового анализа слова «БАБА»/
- Сколько слогов в этом слове?
Дети: 2 слога
Вос. А звуков?
Дети: 4 звука.
Вос.: Назовите гласные звуки.
Дети: А
Вос.: Какие согласные звуки?
Дети: Б
Вос. Фишками (красными и синими) выложите это слово на своих карточках, затем проверьте на доске.
Вос.: Ребята, а вы хотите угадать имена дедушки и бабушки?
Дети: Да!
Вос. Попробуйте! (воспитатель вывешивает карточки деда и бабы, на которых зашифрованы имена героев.Вместо букв помещены картинки).
Вос. Молодцы, ребята. И с этим заданием вы справились успешно!!
Вос.: А какими вы себе представляете героев сказки? (дети описывают).
Дед - старый, высокий, худощавый...
Баба - старенькая, седая, добрая, приветливая...
Курочка - большая, рябая, пестрая...
Мышка - серенькая, маленькая, проворная...
Вос.: А как по-другому можно ласково заменить слово «баба»?
Дети: Бабушка, бабулечка...
Вос.: А слово «дед»?
Дети: Дедушка, дедуся, дедулечка...
Вос. Ну вот, ребята, мы побывали с вами в сказке «Курочка Ряба», а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
|