Проект
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшего возраста».
Подготовили: Воспитатели групп №01
Бандурина Л.А., Курипта Н.В. Музыкальный работник Пересторонина Е.Г.
Проект
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшего возраста».
I.Тип проекта:
1. По доминирующей деятельности: познавательный.
2. По времени: продолжительный.
3. По характеру: в рамках ДОУ с детьми старшего возраста и родителями.
4. Участники проекта: дети старшего возраста, родители.
II. Актуальность.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и других катастроф ежегодно погибает более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий - первостепенная задача нашей страны.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Достигнув старшего дошкольного возраста, дети характеризуются любознательностью; у них продолжают развиваться навыки общения, что является основой словесно-логического мышления, навыки рассуждения. Игровые действия становятся более сложными, ребенок поддерживает свою сюжетную линию. Дети старшего дошкольного возраста осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерно-значимые жизненные ситуации, например: болезнь, свадьба и др.
Поэтому, тема проекта: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшего возраста ».
III. Цель проекта
Разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшего возраста. Сформировать у каждого ребенка элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.
IV. Задачи
Проектной деятельности:
- Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение родителей к формированию потребности у детей соблюдению элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
- Способствовать общему развитию детей на основе формирования элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
- Воспитывать уважительное, бережное отношение к людям, к окружающему миру.
В работе с детьми:
Цель: формирования основ жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание бережного и ответственного отношения к окружающему миру, чувства взаимопомощи и товарищества.
Принципы реализации задач:
- системность и последовательность,
- доступность,
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал),
- динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности),
- психологическая комфортность.
- Предполагаемый результат
Организационный
- Разработка системы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных основ безопасности жизнедеятельности. Создание и подбор необходимых методов и приемов работы по данной теме.
- Составление перспективного плана работы с детьми, через организацию ННОД и совместную деятельность в интеграционном процессе образовательных областей.
- Создание банка разработанных «занятий» и других форм организации работы, отраженных в перспективном плане.
- Вовлечение родителей в решение важной проблемы: воспитание безопасности (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) у детей.
Эффективность для детей:
- Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- Формирование безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости - действовать.
- Ознакомление с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту.
- Формирование грамотного поведения участника дорожного движения.
- Формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- Развитие основ экологической культуры, ответственное и бережное отношение к природе.
- Развитие чувства взаимопомощи и товарищества.
Предполагаемый результат направлен на реализацию целевых ориентиров: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Эффективность для родителей:
- Положительная оценка деятельности ДОУ, воспитателей стороны родителей;
- Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности детей.
Эффективность для воспитателя:
- Повышение профессионального мастерства.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация и моральное удовлетворение.
- Методы проекта
- Формирование элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
- Организация практического опыта поведения.
- Стимулирование.
- Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках МДОУ №35
- С детьми старшей группы №01 – в различных видах деятельности, по всем образовательным областям;
- С родителями – в совместной деятельности.
IX. Этапы управления проектом
Подготовительный этап.
Цель: Разработать систему по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшего возраста.
Задачи:
- Подбор и изучение литературы.
- Определение задач в работе с детьми.
- Организация развивающей среды и подбор дидактического материала.
- Подбор мероприятий.
Основной этап.
Цель: Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.
Задачи: (Деятельность в соответствии с перспективным и календарным планированием).
- Разработать тактику и стратегию внедрения проекта.
- Апробировать методы, приемы, формы организации, отобранные для проекта.
- Дополнять развивающую среду по мере необходимости.
Итогово-диагностический этап.
Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы по нему.
Задачи:
- Проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями.
- Систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.
3.Предоставить опыт работы на внутрисадовском уровне;
Формы организации детей:
- специально организованная деятельность детей –НОД, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно-следственные связи;
- совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания;
- самостоятельная деятельность детей – игры, рассматривание иллюстраций и т.д.
Наиболее эффективная форма организации, метод и прием – игра.
Содержание осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения; в интеграции всех образовательных областей.
Комплексный подход в воспитании, обучении и развития детей помогает реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира, что позволяет заложить основы мотивированного обучения.
5. Взаимодействие с семьей
Цель: Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Задачи:
- Систематизировать работу над совершенствованием компетентности родителей по вопросам основ безопасности жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.
Сотрудничество с семьей:
Направление
|
Цели
|
Формы общения
|
Информационно-аналитические
Познавательное
Наглядно-информационное
Досуговое
|
Выявление интересов,
потребностей,
запросов родителей,
уровня их
педагогической грамотности.
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.
|
Проведение опросов, анкетирование.
Родительские собрания, семинары-практикумы.
Организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки,
разработка памяток.
Совместное проведение досугов, праздников, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
|
|